Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 686.
Квалификация выпускника – Бакалавр экологии и природопользования.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения – 2 года, 10 мес.
Бакалавр по направлению 020800 Экология и природопользование может занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, инженера, инженера по охране окружающей среды, стажера-исследователя в области экологии, научного редактора и др.
При условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля эколог может занимать должности, относящиеся к педагогической деятельности в колледжах, общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования (должности преподавателя).
Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются:
- органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;
- организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
- проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
- общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра могут быть: геосферы Земли; природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; методы геоэкологического мониторинга, управление в системе охраны природы и природопользования, контроль и прогноз загрязнений природной среды, менеджмент и маркетинг в экологии.
Бакалавр по направлению Экология и природопользование подготовлен к выполнению одного или нескольких из следующих видов профессиональной деятельности: научно-исследовательская, проектно-производственная, контрольно-ревизионная, педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Бакалавр по направлению Экология и природопользование подготовлен для решения следующих задач:
- в области научно-исследовательской деятельности:
- проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;
- организация геоэкологического мониторинга;
- анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;
- выявление и диагностика проблем охраны природы;
- в области проектно-производственной деятельности:
- проектирование типовых природоохранных мероприятий;
- обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
- разработка и использование социальных, экономических и правовых механизмов формирования и реализации государственной экологической политики;
- проведение экологической экспертизы;
- разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
- в области контрольно-ревизионной деятельности:
- осуществление контроля и ревизионной деятельности в органах экологической прокуратуры и полиции;
- проведение и организация геоэкологического мониторинга;
- в области педагогической деятельности:
- учебно-вспомогательная работа в вузах;
- учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных школах.
Возможности продолжения образования
Выпускники, успешно освоившие образовательные программы, подготовлены к обучению в магистратуре «Экология и природопользование» и к освоению в сокращенные сроки следующих основных образовательных программ: Экология, Природопользование, Биоэкология, Геоэкология.
Требования к уровню подготовки абитуриента
Предшествующий уровень образования – среднее профессиональное образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании.
Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Бакалавр экологии и природопользования должен:
- понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях;
- иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;
- понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
- знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;
- знать структуру водных объектов Земли, закономерности их формирования и трансформации, особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; механизмы протекания процессов в водных объектах суши;
- знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
- понимать геохимическую роль живого вещества как биотической компоненты биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов; биогенную миграцию химических элементов в ландшафтах; понимать особенности влияния химических загрязнений различной природы на отдельные организмы и на общество в целом;
- знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;
- понимать физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;
- уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;
- иметь представление об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и других промышленно развитых странах;
- иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф;
- знать назначение и классификацию мониторинга природной среды и ее отдельных подразделений, методы наблюдений и наземного обеспечения; аналитические и синтетические направления в мониторинге окружающей среды;
- владеть методами автоматизированного построения карт, знать основы машинной графики.
|