12+

События

Видеоматериалы

Целевое обучение 2024

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Альбом университетской семьи: Жуковы

03 Апреля 2024

«Когда я итожу то, что прожил…» Не только Владимиру Маяковскому, чья строка использована в заголовке, но и многим другим творческим личностям свойственно подводить итоги своей жизненной деятельности.


И это неудивительно – ведь, как правило, это люди-созидатели, ставившие перед собой изначально большие и благородные цели. К таким людям, несомненно, относится Алексей Петрович Жуков – профессор, действительный член Академии ветеринарных наук, вице-президент Оренбургской ассоциации практических ветврачей, заслуженный ветеринарный врач России, почетный работник высшего профессионального образования, доктор ветеринарных наук.

 

Всех этих званий Алексей Петрович добился бескорыстным напряженным трудом в аграрном вузе.

 

Данное интервью с Жуковым Алексеем Петровичем было опубликовано в Университетском меридиане в 2012 году.

 

Вот вехи его биографии. Он пришел сюда студентом в 1972 году в 1977 году принят ассистентом кафедры диагностики и терапии. В 1981 году в Воронежском СХИ успешно защитил кандидатскую диссертацию, заведовал кафедрой, а в 1988 году избран деканом ветеринарного факультета, которым руководит по сегодняшний день. Должность эта непростая. Поэтому наша беседа, которая состоялась накануне юбилея Алексея Петровича, началась с вопросов о его производственной и научной деятельности.

 

- Алексей Петрович, ветеринарный факультет за свою более чем 80-летнюю историю претерпел не одну реорганизацию. И название менялось не раз. И теперь это факультет ветеринарной медицины и биотехнологий. Чем это вызвано?


- Раньше наш вуз назывался институтом ветеринарии и кормодобывания, а факультет изначально был ветеринарным. А в начале 90-х годов прошлого столетия зародилась пока еще робкая дискуссия о том, что мы должны соответствовать общепринятому названию в мире - ветеринарная медицина. Н.И. Востриков - ректор нашей академии - поддержал наше предложение о переименовании факультета, и - как отметил ректор Московской вета- кадемии АД. Белов - мы в этом оказались первыми в России. Сегодня все факультеты и отдельные академии имеют общепонятное название - ветеринарной медицины. В мае 2003 года ректорат принял решение (на мой взгляд спорное) о слиянии нашего факультета и факультета технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, выделив и передав технологов на агрофак. С этого года факультет стал называться факультетом ветеринарной медицины и биотехнологий, т.к. была открыта еще одна специальность - микробиология.


- Было время, когда профессия ветеринарного врача считалась главной на селе. А как сегодня?


- Сегодня ситуация иная. Разруха в сельском хозяйстве, а прежде всего в умах правителей, привела к ликвидации более 500 колхозов и совхозов. С ними ушла и производственная ветеринария, а это более 1200 ставок ветеринарных врачей и столько же веттехников. Сегодня животноводство обслуживают чуть более 200 ветврачей, а все остальное легло на плечи малочисленной «кабинетной» государственной ветеринарной службы. Потому сегодня школьнику в сельской местности долго приходится объяснять, кто такие зоотехники и ветврачи. Отсюда и популярность профессий. А я вырос на МТФ, где мать воспитывала телят, и за каждого сохраненного теленка ей доплачивали, и мы старались их поить и лечить настоями, отварами, а если не получалось, просили помощи у А. Лесникова - веттехника, который для нас был магом и чародеем. Вот это и была профориентация моя.


- Каждый новый учебный год для декана не менее волнителен, чем для студента. Как складывается контингент студентов? Какие специальности популярны?


- Действительно, каждый учебный год ждешь с волнением. Но в последние годы, когда ввели ЕГЭ и создали отборочные комиссии и когда ты до 1 сентября собираешь оставшееся от конкурсов, бесконечно звонишь родителям, абитуриентам, проводишь многочисленные собрания с зачисленными - волнений и радости очень мало остается. У нас стабилен набор на отделение ветеринарии, чуть хуже на зоотехнию - это бесперспективное направление образовательной деятельности. Нужно возвращать специальность «Технология производства и переработки с-х продукции» и на ее основе готовить технологов производства, а не переработки, как сегодня. Перерабатывать уже нечего, нужно производить.


- Качество подготовки специалиста напрямую зависит от достойного уровня материально-технического обеспечения учебного процесса.


- У нас очень затратная специальность - ветеринария. Ее нельзя ни с какой в нашем вузе сравнить: нужны животные, корма, приборы, оборудование, инструментарий, причем на рынке услуг есть очень заманчивые предложения, от которых не хочется отказываться, но ответ всегда один - денег нет. У нас единственный курс, который прилично обеспечен техникой, - это акушерство, средства вложили в курс микробиологии, когда открывали эту специальность. Большей частью оборудование и приборы - это середина 60-х годов прошлого века, а физиотерапевтическая техника старше меня. Нам нужны животные, корма, нормальные условия их содержания и, самое главное, - понимание того, что ветврач - это штучный товар, который формируется в особой среде. Нас выделили в специалитет, предложив хорошие часы по клиническим дисциплинам, но тут же уложили в прокрустово ложе бакалавриата - те же подходы к формированию учебного плана, та же недельная нагрузка и 50% часов на самостоятельную работу. Как подготовить врача в самом себе?


- Научный потенциал факультета ветеринарной медицины и биотехнологий - это известные всей стране научные школы. Каковы основные направления научно- исследовательской работы сегодня?


- Достаточно перечисления наших корифеев, чтобы понять, кто стоял у истоков нашего факультета: член-корреспондент АМН Ф. Лазаренко, заслуженные деятели наук - И. Симонов, Е. Хруцкий, Н. Садовский, Г. Удовин, В. Петров - это первые профессора в нашей области, отмеченные такими наградами. Сегодняшний потенциал факультета очень приличный - это 21 доктор наук, 63 кандидата, более 40 аспирантов. В первой половине года уже объявлена защита еще двух докторских диссертаций доцентами И. Пономаревой и 3. Терентьевой. До 2015 года запланирована защита пяти докторских диссертаций. Направления научно-исследовательской работы давно сложились, сформировались научные школы профессоров В. Дегтярева, Л. Абрамовой, О. Карташовой, В. Косилова, В. Никулина, М. Сеитова, Р. Тайгузина, В. Мешкова, Н. Сивожелезовой, Г. Топурия, В. Сечина и др. Интересные научные изыскания ведут наши перспективные сотрудники - А Торшков, М. Сычева, С. Безрядин, которые консолидируют свои усилия с ведущими научными центрами страны. Так, М. Сычева близка к выделению из тромбоцитов антимикробных пептидов, А Торшков в составе творческой группы выдвинут на соискание Государственной премии, С. Безрядин изучает состав, устойчивость и структуру оксикислотных комплексов и т.д.


- Результаты исследований ваших ученых достигают производства? С какими хозяйствами вы поддерживаете связь?


- Очень тесно сотрудничают с производством доценты В. Сорокин, А Филиппова, профессора П. Христиановский, М. Сеитов и др. У профессора В.И. Косилова докторскую защитил П. Шкилев по материалам областного племпредприятия, близок к завершению докторской директор СПК «Маяк» Соль-Илецкого района С. Мироненко, который на базе своего хозяйства успешно решает вопросы межпородного скрещивания крупного рогатого скота, кстати с хорошими экономическими показателями. В конце 2011 г. М. Маслов защитил докторскую диссертацию на базе СПК «Спутник» Соль-Илецкого района, внедрив новые технологии содержания и кормления в птицеводстве. Профессор А. Сенько тесно сотрудничает с птицефабрикой «Оренбургская», на базе которой прошли подготовку и провели эксперименты десятки аспирантов. Доцент В. Володина проводит исследования на базе ТНВ «Южный Урал» Сакмарского района, где решает вопросы эффективного производства высококачественной говядины и т.д.


- Сколько направлений подготовки специалистов на факультете?


- Обучение студентов ведется по направлению подготовки бакалавров «Зоотехния» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза», специалитет - «Ветеринария» и заканчиваем подготовку микробиологов - осталось три курса и биологов - один курс. По четырем программам предлагается обучение в магистратуре по направлению подготовки «Зоотехния» В разные годы у нас забирали биоэкологов, технологов и биологов. Настало время возвращать!


- У вас налажено сотрудничество со многими вузами. Как оно происходит?


- Самое тесное сотрудничество налажено с коллегами из Уфы, Ульяновска, Троицка, Саратова, Воронежа, Санк-Петербурга, Москвы и др.


Доцент В.И. Сорокин тесно сотрудничает с украинскими товарищами из г. Белая Церковь, недавно посетил коллег в штате Айдахо (США).


Я самый «старый» декан в системе зоо-ветвузов, поэтому очень добрые отношения сложились с очень многими людьми.


- Алексей Петрович, каждый мальчишка в детстве мечтает стать или летчиком, или космонавтом. О чем мечтали вы?


- Очень четких представлений о детских мечтах нет, я был полностью погружен в огромный мир детства. Ребятишек после войны было очень много, даже было по два класса в каждый год обучения. Было много друзей, много всяких неотложных дел, а самое главное - это речка у леса, где мы жили, питались и росли. С малых лет помогал маме пасти телят, а стал постарше - всё переложили на меня, так что мечтал только об одном - скорее бы зима.


- Ваша семья поддержала ваше решение стать ветеринарным врачом?


- Конечно. И мама, и папа очень гордились тем, что их младший сын получил диплом ветврача, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой, деканом и т.д. Я был второй из детей в семье, который у четверых среднее специальное образование.


- Вас после окончания университета оставили ассистентом на кафедре. Вы в студенческие годы проявили способность к научной работе?


- Я был колхозным стипендиатом, поэтому должен отработать в колхозе три года после окончания института. Декан факультета Г. Михин и мой славный земляк и куратор группы В. Мешков поехали к председателю колхоза с просьбой оставить парня в институте. Будучи студентом, опубликовал три статьи в трудах Саратовского ЗВИ, я активно занимался не только спортом, но и наукой. Старшие товарищи это учли и кардинально изменили жизнь моей семьи, за что я им благодарен.


- Кто были ваши учителя?


- Конечно - первый учитель Лидия Петровна Бурдыгина, затем, в старших классах, фронтовики - Дмитрий Никитович Лесных и Михаил Матвеевич Толкачев.


Ну а в институте, до сего дня меня поправляют, подсказывают и помогают Виктор Михайлович Мешков, Геннадий Григорьевич Михин и Нина Александровна Сивожелезова. Они идут со мной по жизни уже 40 лет. К сожалению, это все, кто остался в строю.


По-настоящему серьезное влияние оказал на меня Григорий Максимович Удовин, который ввел в мир науки, научил писать статьи, проводить исследования, по-доброму относиться ко всему окружению.


Вообще нашему поколению повезло, нам читали лекции выдающиеся личности, ученые, известные во всех уголках страны. Мы их помним, про водим конференции в их честь, ближайшая будет посвящена 110-летию профессоров И.Н. Симонова и В.П. Сидорова.


- Алексей Петрович, известно выражение, что мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Вы норму перевыполнили. У вас много сыновей, и все мужчины университета завидуют вам.


- Все мои дети - это не расчет - это любовь к женщине - в ней скрыта мощная сила для свершений. В этом мне повезло. Я горжусь своими детьми, внуками, кстати, скоро родится шестой внук - вот мое богатство.


- Вы достойно продолжили род Жуковых. А помните свои корни?


- Я вырос, не зная дедушек и бабушек. У мамы родители умерли очень рано, они с сестрой остались сиротами в 13 лет. По линии отца - дед был зажиточным крестьянином, у него были работники, жил в Татарстане богато, сытно, в семье было пятеро детей, мой отец старший.


Очень много работали, умели делать все, делали колбасы, готовили окорока, выделывали кожу, шили обувь, одежду, сбрую (отец стал классным сапожником, в годы войны шил сапоги офицерам, дома нам мастерил сандалии). Но пришло лихое время - их раскулачили, посадили на подводу и отвезли на вокзал. Так они оказались в тайге Пермской области, где заново обживались, но дед очень горько переживал случившееся и вскоре умер. Отца в 15 лет отправили на заработки, так он оказался в Оренбуржье. Бабушку впервые увидел 15 лет, это была очень статная, рослая, властная женщина, наверное, ее гены передались внукам.


- Алексей Петрович, вы человек тонко чувствующий и, что может быть не свойственно врачу, лирик. Любите поэзию, понимаете природу. Кто ваши любимые писатели, художники?


- У меня дома собрана хорошая библиотека, где основное внимание уделено исторической литературе и поэзии. Люблю поэзию современников, читаю с удовольствием стихи, которые созвучны с моими чувствами, мыслями. Большое удовольствие получил от знакомства с поэзией Вадима Бакулина, у которого удивительно светлое восприятие мира.


- И последнее. Ветеринарный корпус области вышел из стен факультета, который вы возглавляете более 20 лет. Можете ли вы сказать, что достигли основной цели - подготовили настоящих специалистов для АПК?


- Я избран деканом 22 декабря 1988 г. (кстати, завкафедрой избран 29 декабря 1983 г.), мои полномочия заканчиваются 29 декабря 2014 г. За эти годы подготовлено при моем участии и под моим руководством более 3000 специалистов высшей квалификации. Сегодня это все руководящие кадры в системе Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности нашей области и далеко за ее пределами, более 50 докторов и кандидатов наук, десятки специалистов, работающих за рубежом. В памяти огромная череда людей, судеб, и очень приятны ежегодные встречи с выпускниками, которые независимо от года окончания благодарны судьбе за то, что они обрели в альма-матер. В этом году наш курс соберется, чтобы отметить 35-ю годовщину выпуска, из 100 нас осталось 83.


Светлана Бакулина

Университетский меридиан. – 2012.- № 1

 

Библиотека ОГАУ