12+

События

Видеоматериалы

Целевое обучение 2024

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Не ломайте голову, ломайте стереотипы!

12 ноября 2013г. в ИЗиДПО в рамках недели качества прошла открытая лекция на тему «Стереотипы профессионального мышления преподавателя».

 

 

Лекцию провела кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования Ларина Елена Николаевна.

 

Цель лекции – формирование у слушателей представлений о стереотипах мышления, ухудшающих профессиональную деятельность.

 

Задачи преподавания:

  • активизировать мышление слушателей;
  • создать возможность осмысления профессиональной деятельности;
  • актуализация способности к саморазвитию.

 

Задачи изучения:

  • уяснить понятие и основные характеристики стереотипа;
  • выявить стереотипы, ограничивающие профессиональную деятельность;
  • обнаружить пути профессионального развития.

 

 

По форме данная лекция была проблемной. В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для слушателей. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Что позволяет создать иллюзию «открытия» уже известного в науке. Проблемная лекция строится таким образом, что познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу.

 

В течение лекции мышление слушателей происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. На проблемной лекции студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

 

В качестве проблемной ситуации преподаватель сформулировал следующее задание: «Через тридцать минут у Вас состоится зачёт по теме «Стереотипы профессионального мышления», причём в каждой паре один будет студентом, другой - преподавателем. Сейчас у нас с Вами предзачетная консультация. Вы можете задать мне любые вопросы по теме. Время пошло.» После кратковременного шокового молчания аудитории на преподавателя посыпались вопросы: определение стереотипа, функции, механизмы, признаки и т.д.

 

Аудитория была очень активна, лектор четко и систематизировано выдавал требуемую информации, сопровождая устную речь слайдами, а теоретические аспекты практическими примерами. И, тем не менее, по истечению времени ни один из присутствующих не заявил о своей готовности выступить в роли студента или преподавателя.

 

На второй части занятия были подробно проанализированы стереотипы профессионального мышления, помешавшие слушателем справиться с заданием. Среди таких стереотипов были отмечены боязнь нового опыта, боязнь неудачи, зависимость от мнения окружающих, центрация на собственной роли и позиции. Был выявлен присутствующий у большинства педагогов стереотип непогрешимости, когда преподаватель не оставляет себе права на ошибку и постоянно стремиться «героическими усилиями» соответствовать собственному идеалу. Так же слушатели признали наличие и широкое распространение среди преподавателей стереотипа миссии, которую несёт на себе педагог. Эта миссия заключается в ответственности за будущее молодого поколения, преувеличение собственной ответственности и значимости профессионального труда.

 

В ходе группового обсуждения были намечены пути преодоления профессиональных стереотипов: постоянный самоанализ профессиональной деятельности, расширение сфер взаимодействия преподавателя и студентов, делегирование полномочий и др.

Присутствовавшие гости отметили оригинальность идеи проведения занятия.

 

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры дополнительного профессионального образования Колкова Н.А. подчеркнула, что новая форма занятия позволила сформировать у слушателей интерес и создать подлинную проблемную ситуацию в процессе обучения.

 

По мнению кандидата педагогических наук, доцента Алёхина Н.В., продемонстрированные приёмы неоднознычны и рискованны, но этот риск был тщательно продуман, подготовлен и оправдан.

 

Заместитель проректора-директора ИЗиДПО профессор Кораблёва Г.В. высказала мнение о том, что большинство лекций по программам переподготовки должны носить проблемный характер.

 

Проректор-директор ИЗиДПО профессор Дегтярев В.В. высоко оценил уровень профессиональной компетентности лектора и стиль изложения материала.

 

Е.Н. Ларина