12+

События

Видеоматериалы

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Результаты SWOT - анализа

2. Результаты анализа возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон вуза (SWOT-анализа). Ключевые факторы успешного развития

Возможности и угрозы внешней среды.

Основными негативными явлениями (угрозами) внешней среды для вуза являются:

  • последствия кризиса во всех отраслях аграрной экономики, сопровождающегося низким уровнем платежеспособного спроса на высоко-квалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию, высококачественное дополнительное аграрное образование и повышение квалификации;
  • негативные демографические тенденции в стране и регионе, сопровождающиеся изменением соотношения количества мест в вузах к количеству выпускников школ в сторону уменьшения.

Возможности Оренбургского ГАУ раскрывают:

  • приоритетная политика Правительства Российской Федерации в развитии инновационной экономики, реализация приоритетных национальных проектов и целевых программ, направленных на развитие сельской экономики;
  • географические, природно-климатические и культурные особенности региона, в котором располагается вуз, его уникальная аграрно-индустриальная структура экономики, специфика размещения производственных сил на территории многонационального приграничного региона;
  • позитивные общероссийские и региональные тенденции по обеспечению молодых сельских специалистов жильем, стартовым семейным капиталом, достойным уровнем оплаты труда существенно повышающие интерес к сельской молодежи к получению высшего аграрного образования;
  • благоприятные организационно-правовые условия для расширения спектра образовательных услуг за счёт использования инновационных форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса;
  • опережающее увеличение потребности (пусть не всегда обеспечен-ной средствами) на высококвалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию, высококачественное дополнительное аграрное образование и повышение квалификации со стороны аграрного и других секторов региональной экономики, органов власти, общественных организаций и бизнеса;
  • высокая общероссийская и международная значимость обеспечения инновационного развития аграрно-индустриальной экономики Оренбургской области как основного поставщика зерна и мяса для нужд всего населения РФ (продовольственная безопасность), как естественного буфера России с дружественным и экономически активным Казахстаном, как транспортного коридора в регионы Дальнего Востока и Азии.

Сильные и слабые стороны вуза

Слабые стороны (недостатки) Оренбургского ГАУ предопределены негативными последствиями реформ в экономике РФ и в большинстве своем являются типичными для основной массы отечественных вузов:

  • ограничение финансовых ресурсов для эффективной и комплексной реализации стратегических направлений развития;
  • слабая мотивация персонала, связанная с ростом дифференциации общества, низким значением интеллектуальной составляющей в достижении высокого статуса и положения в обществе, несоответствующей высокоинтеллектуальному качеству оплатой труда;
  • наличие определённых сложностей с обеспечением высокого качества труда вновь принятого на работу персонала при ограниченных возможностях привлечения наиболее высококвалифицированных специалистов, что связанно не только с материальным фактором, но и с ростом числа предложений вакантных должностей со стороны бизнеса;
  • отставание в модернизации баз практического закрепления знаний и развития навыков, а также апробации научных разработок, связанное с высокой ресурсоемкостью указанного процесса;
  • ограниченные возможности по осуществлению ребрендинга вуза, связанные с отсутствием средств для реализации «непрофильных» работ и привлечения «непрофильных» для сферы образования специалистов;
  • невысокий уровень международной интеграции (кроме Казахстана), связанный с территориальной удалённостью и отраслевой спецификой вуза;
  • незначительные объемы НИОКР по хозяйственным договорам с предприятиями, связанные с низким уровнем платежеспособного спроса при опережающем росте потребности в подобных работах.

Сильные стороны Оренбургского ГАУ тесно связаны с ключевыми компетенциями вуза:

  • уникальное положение вуза в региональной образовательной среде, связанное с его аккумулирующей ролью вуза в интеграции различных уровней аграрного образования, способствующей обеспечению его адресности и непрерывности;
  • развивающаяся образовательно-научно-инновационная инфраструктура вуза, представленная сетью центров довузовской подготовки, колледжей, техникумов и институтов, входящих в ассоциацию непрерывного аграрного образования, опытными хозяйствами и станциями, современным парком сельскохозяйственной техники, инновационными структурами (МИП), обеспечивающими внедрение прогрессивных наукоемких технологий в различные сферы аграрного производства;
  • значительный охват территории региона структурами вуза, обеспечивающий оперативную оценку и анализ информации о потребностях производства и населения в интеллектуальных продуктах и образовании, возможности вовлечения в образовательный процесс большинства сельского населения, в том числе через использование дистанционных технологий обучения;
  • уникальные ресурсные условия создания и апробации инновационных продуктов сразу для нескольких агроклиматических зон без выезда за пределы региона, что способствует обеспечению соответствия получаемых наукоемких результатов (техники, технологий и пр.) условиям ведения аграрного производства в Самарской, Саратовской областях, Башкирии и Казахстане, без необходимости местной адаптации;
  • наличие многолетнего успешного опыта международного сотрудничества в учебной и научной деятельности, вопросах подготовки высококвалифицированных научных кадров между Оренбургским ГАУ и вузами республики Казахстан;
  • высокий статус получаемого в вузе образования в региональном сообществе, высокое признание диплома вуза общественными организациями и бизнес-сообществом, связанные в первую очередь с соответствующим качеством образовательного процесса и достаточной степенью объективности его внутренней оценки (вуз не только одним из первых подключился в эксперименту по внедрению ЕГЭ, но и уже несколько лет успешно использует компьютерное тестирование при промежуточной аттестации студентов);
  • устойчивые темпы обновления информационной техники и технологий, реализации образовательного процесса, совершенствующаяся система менеджмента качества вуза;
  • наличие многолетнего успешного опыта по обеспечению высокой практической значимости получаемого образования за счёт привлечения студентов к участию в работе механизированных отрядов, ветеринарной спасательной службы, агрономической консультационной и спасательной службы, ветеринарной лечебницы, кружков адаптивной защиты растений, юридической клиники и пр., использования самых различных вариантов интеграции образовательного, производственного и научного процессов;
  • лидерство ученых вуза в различных направления гуманитарных и технических наук, обеспечивающее создание опережающих инновационных продуктов (новые сорта пшеницы и других культур, адаптивные ресурсосберегающие технологии растениеводства, точное земледелие, технологии эффективного животноводство, программное обеспечение для нужд АПК и пр.);
  • наличие у вуза существенного потенциала для обеспечения самодостаточности в подготовке научных кадров по всем направлениям обучения специалистов высшей квалификации.

Ключевыми факторами успеха стратегического развития вуза являются:

  • сохранение и развитие уникальных особенностей, ключевых компетенций вуза в долгосрочной перспективе;
  • укрепление материальной базы для обеспечения потребностей рынка в инновационных разработках по технике и технологиям аграрно-го производства и управления, обеспечение инновационного уровня образовательного процесса по всем образовательным программам вуза;
  • повышение объемов и качества образовательных услуг, а также услуг научно-инновационного характера для обеспечения возможности финансового маневра при переходе к внедрению опережающих инновационных учебно-методических разработок в образовательный процесс;
  • достижение самодостаточности в подготовке научных кадров по всем направлениям обучения специалистов высшей квалификации;
  • продолжение интеграционных процессов с образовательными учреждениями, общественными организациями, властью и бизнесом по развитию доступности, адресности и совершенствованию непрерывного аграрного образования;
  • развитие инновационного подхода к управлению образовательным процессом, совершенствование внутривузовской системы менеджмента качества, увеличение количества структур по мониторингу рынка образовательных услуг, ребрендингу;
  • развитие дистанционного обучения, разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных программ, обеспечивающих подготовку высоко-квалифицированных специалистов аграрной отрасли, гармонично сочетающих глубокие специальные знания с универсальными знаниями аграрной экономики, нравственно устойчивых, высококультурных и патриотически воспитан-ных представителей нового кластера сельской интеллигенции.