Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 2.03.2000 г. № 686.
Квалификация выпускника – Бакалавр менеджмента.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы при очной форме обучения – 2 года, 10 мес.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом; кадровое планирование и маркетинг персонала; найм, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала; социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала; трудовые отношения; управление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами; управление занятостью; организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда; развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировку, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом; мотивацию и стимулирование персонала, в том числе оплату труда; социальное развитие персонала; работу с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры; кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценку затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; управленческий (в том числе кадровый) консалтинг.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций; службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления; службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства; организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая и экономическая;
- информационно-аналитическая;
- социально-психологическая;
- проектная.
Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая и экономическая деятельность:
- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
- планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
- обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
- организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
- участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
- организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;
- организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
- мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
- участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
- участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
- организация работ с высвобождающимся персоналом;
- применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
- экономический анализ показателей по труду, в том числе затрат на персонал;
- оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
- информационно-аналитическая деятельность:
- анализ рынка труда;
- прогнозирование и определение потребности в персонале;
- анализ кадрового потенциала организации, отдельного работника;
- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
- анализ социальных процессов и отношений в организации;
- анализ системы и процессов управления персоналом организации;
- использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;
- социально-психологическая деятельность:
- осуществление социальной работы с персоналом;
- участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
- формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);
- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
- предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;
- проектная деятельность:
- применение современных методов управления персоналом;
- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
- участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Требования к уровню подготовки абитуриента
Предшествующий уровень образования – среднее профессиональное образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании.
Требования к профессиональной подготовленности выпускника
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- в области организационно-управленческой и экономической деятельности:
- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике;
- знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике;
- знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике;
- знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике;
- знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике;
- знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике;
- владением методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике;
- знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике;
- знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике;
- знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике;
- способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
- знанием видов, форм и методов обучения персонала;
- знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике;
- знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;
- умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации;
- умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) и владением навыками проведения текущей деловой оценки (в том числе аттестации) различных категорий персонала;
- знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда, и умением применять их на практике;
- знанием порядка применения дисциплинарных взысканий;
- знанием основ политики организации по безопасности труда и умением применять их на практике;
- знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике;
- владением технологиями управления безопасностью труда персонала;
- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- знанием процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, владением навыками оформления сопровождающей документации;
- знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда;
- знанием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- знанием Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы;
- знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.);
- знанием основ разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом;
- владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры;
- владением навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках и пр.);
- знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем взаимодействия между подразделениями;
- владением навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях);
- знанием основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию;
- владением навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами;
- умением вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основы кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности;
- знанием требования и владением навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников;
- владением навыками работы с внешними организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда Российской Федерации, кадровыми агентствами, службами занятости населения);
- владением навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом;
- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике;
- владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению.
- в области информационно-аналитической деятельности:
- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала;
- умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации;
- владением навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала;
- умением составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции);
- владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков;
- владением методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний;
- знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала;
- владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом;
- владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала;
- владением навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала;
- умением оценить эффективность текущей деловой оценки (в том числе аттестации) персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала;
- знанием основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;
- владением навыками контроля за использованием рабочего времени;
- умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение;
- знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике;
- знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации;
- владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации;
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений;
- владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей;
- знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике;
- владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами и способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом;
- знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций;
- способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.
- в области социально-психологической деятельности:
- способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом;
- способностью и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации;
- способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат);
- умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;
- владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике;
- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;
- владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами;
- способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;
- владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам;
- в области проектной деятельности:
- знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования;
- способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом;
- готовностью к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала;
- знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике;
- знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала;
- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.
|