12+

События

Видеоматериалы

Целевое обучение 2024

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Курсы повышения квалификации для работников библиотек и методических кабинетов

В октябре месяце 2012 г. прошли курсы повышения квалификации работников научной библиотеки университета, библиотек филиалов и методических кабинетов Оренбургского ГАУ.

Библиотечным работникам, в связи с активным развитием и внедрением в библиотечные процессы телекоммуникационных технологий, необходимо освоение новых знаний и навыков.

Такое положение дел требует системной актуализации знаний. Инновации, внедрение новшеств, быстрое старение знаний традиционных технологий, диктуют свои условия обязательного повышения квалификации.

По статистике ежегодно библиотекарь должен обновлять около пяти процентов теоретических и двадцати - практических профессиональных знаний. В подтверждение этого факта в профессиональных кругах существует мнение, что в результате появления новшеств уровень компетентности специалистов снижается наполовину. Вывод напрашивается сам собой: обновление знаний – непременное условие профессионализма библиотекаря.

Разработкой учебно-тематического плана повышения квалификации «Автоматизированные системы обработки информации в библиотечных процессах» занималась профессор Г. В. Кораблева. Он включал в себя 4 модуля: деятельность библиотеки, справочно-библиографическое обслуживание, внедрение инновационных технологий, автоматизации и программных продуктов в процессы библиотеки, современные информационные ресурсы. Из 72 часов курсов ПК половину составили практические занятия по формированию записи для электронного каталога на базе лицензионного программного обеспечения автоматизированной информационно-библиотечной системы ИРБИС. Эффективность деятельности библиотеки в электронной среде во многом зависит от степени осведомленности, наличия высокого уровня компетенции, владения комплексом умений и навыков.

Лекции и практические занятия провели специалисты научной библиотеки университета. В учебном процессе приняли участие преподаватели ИНПО заместитель директора по НМР, к.с.-х.н., доцент Фёдорова О. В. и заведующая кафедрой профессионального образования и прикладной экономики, к.п.н., доцент, Колотова О. М. Лекцию по технике безопасности в библиотеке прочитала сотрудник отдела охраны труда Шаркова Н. А.

Вводную лекцию провела директор библиотеки Тарасова В. Б. Она изложила стратегию развития библиотечного дела в России, библиотечной системы в целом и, в частности, библиотеки университета. Нужными и своевременными были её слова о значимости труда библиотекаря: библиотекарь в информационно-образовательном пространстве вуза – это информационный навигатор внутренних и внешних ресурсов.

Актуальной и необходимой для библиотекарей была лекция заместителя директора библиотеки Шишовой О. А. по ведению статистического учета и подготовке отчетов, пора которых не за горами. Не менее важным было ориентирование слушателей в вопросах нормативных основ комплектования библиотечных фондов под влиянием ФГОС: лекцию провела зав. отделом комплектования Свиненкова А. В.

Поскольку занятия по повышению квалификации такого уровня проводились впервые, преподаватели: зав. отделом информирования и электронных ресурсов Мягкая С. И., зав. отделом справочно-библиографического обслуживания Деманова Л. Л., главный библиотекарь Жуванышева Б. Ш., зав. сектором Журина А. Ю. и другие главные специалисты библиотеки университета, составили лекции с мультимедийным сопровождением, для практических занятий разработали индивидуальные задания: подготовили карточки и раздаточный материал (комплекты книг с различными исходными выходными данными).

В процессе занятий применялся дифференцированный подход в обучении различных категорий слушателей, поскольку работникам методических кабинетов необходимо в большей степени знание электронных ресурсов и сервисов, предоставляемыми данными ресурсами: системы доступа, поиска, чтения, скачивания и т. д. Познакомившись с обязательным материалом курса, большую часть времени, выделенного для практических занятий, эта категория обучающихся посвятила приобретению умений и навыков, необходимых для работы с Электронно-библиотечными системами.

Занятия закончились. Сданы промежуточные зачеты, комплексный экзамен. Знания, которые дали преподаватели – это половина успеха. Как приобретенные компетенции будут применены на практике, непосредственно в работе, зависит от самих слушателей.

Самыми сложными в процессе обучения по объему и усвоению новой информации были практические занятия, касающиеся формирования библиографической записи в программе ИРБИС. Некоторые слушатели практиковались самостоятельно, в свое свободное время. Кто-то привез с собой notebook, брал книги в библиотеке и осваивал создание записи. Кто-то закреплял навыки во внеурочное время, повторяя изученный материал в Интернет-зале библиотеки. Один из законов библиотековедения Майкла Германа гласит так: «Уважай все формы доступа к знанию». Слушатели курсов не только уважают предложенные формы, но и совершенствуются, благодаря своим личным стремлениям расширить и обновить свои компетенции.

В последний день занятий слушатели заполнили анкету (анонимно), в которой давали оценку качеству проведенных занятий, уровню организации. Мониторинг показал, что 99 % опрошенных респондентов удовлетворены качеством теоретической информации и уровнем практических занятий. Дана высокая оценка наглядному материалу: мультимедийному (презентации) и документному сопровождению.

В конце анкеты многие высказывали свои пожелания, которые звучали примерно так: «Организация процесса обучения прошла на высоком профессиональном уровне. Материал подготовлен в соответствии с ГОСТами, с использованием мультимедиа и раздаточным материалом. Желаю преподавателям дальнейшего совершенствования».