Видеоматериалы




Мир прялки
25 Марта 2022
|
Экспозицию готовили в основном студенты-первокурсники ветеринарного факультета под руководством профессора А.В. Фёдоровой. Посетители увидят коллекцию прялок второй половины XX века из собрания университетского историко-этнографического музея. Среди экспонатов есть очень редкий – это детская прялка. Самопрялка – прялка деревянная. С колесом появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь людей. Русская прялка – это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке – донцу, на которое садится пряха. Первые прялки делали из единого куска дерева – пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня – донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли «копаки», «копылы», «кокорицы». О «прялице–кокорице» часто упоминается в северных русских песнях. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть предназначенная для сидения называлась донцем. Вертикальная часть состояла из шейки и лопасти. Традиционно оренбургские мастерицы использовали для прядения только веретено. Однако с начала XX века и самопрялка вошла в обиход оренбургских вязальщиц, как большая помощница в нелёгком деле создания нити. На прялках готовили шерстяную пряжу для варежек, носков, жилетов и т.д., пряли и козий пух, но только для тёплых платков, вытянуть и спрясть тонкую ниточку для классической паутинки не получалось. Так что прялка с горизонтально расположенным колесом не такая уж редкая гостья в оренбургском доме, а уж в крестьянской избе, где держали овец, полноправная хозяйка. С миром прялки связано много сказок, мифов, легенд. В народном понимании колесо прялки стало колесом времени, как просто было объяснить цикличность процессов в природе вращением колеса – от рождения до смерти. Много интересного связано с колесом как символом солнца, вечности образа Бога. Нить, которую хозяйка прядёт своими руками, в народе сравнивают с нитью жизни: чем тоньше и прочнее нить, тем надёжнее семейный уклад и сильнее род. Кроме прялок на выставке можно увидеть и другие предметы, использовавшиеся при прядении – гребни, веретёна. Большой фотографический материал познакомит зрителей с прядением. Своя собственная прялка была у каждой девочки. Получала она её при рождении и меняла лишь выходя замуж. При крещении девочку передавали крестной через это приспособление. Славянских детей начинали приучать к работам с 5–7 лет. Прялка была неразлучной спутницей женщины. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та которая упадёт с прялки, не доживёт до осени. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Часто её дарил на память отец дочери, муж – жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно трогательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение. А.В. Федорова, профессор, куратор историко-этнографического музея Оренбургского ГАУ
|
Copyright © 2004-2025 ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ, e-mail: rector@orensau.ru
Адрес: 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18. Тел/факс: 8(3532) 77-52-30
Если Вы обнаружили ошибку на сайте, большая просьба сообщить нам об этом.
Для этого просто выделите мышкой текст ошибки и нажмите Shift + Enter.