12+

События

Видеоматериалы

Целевое обучение 2024

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Умение слушать и вести беседу

«Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми».

Теодор Рузвельт



5 марта 2016 года в Оренбургском аграрном колледже проведено открытое практическое занятие на тему «Умение слушать и вести беседу». Занятие организовано совместными усилиями двух преподавателей. С инициативой проведения занятия выступила преподаватель Оренбургского аграрного колледжа – Назаровой Л.М. Университет представляла Ларина Е.Н. – доцент кафедры дополнительного профессионального образования.


Занятие разработано по дисциплине «Психология общения» для студентов 2 курса специальности «Экономика, бухгалтерский учет».


Актуальность темы занятия определяется той ролью, которую играет в нашей жизни общение. Оно не только снабжает нас информацией, но и скрашивает наш досуг, определяет качество наших отношений с другими людьми. Для современного цивилизованного человека общаться так же естественно, как дышать. И, казалось бы, нет ничего проще общения. В большинстве случаев мы общаемся, не ставя перед собой сознательной цели и не задумываясь о правильности выбранных средств и способов. Общаемся так, как привыкли, так, как принято, так, как получится. Такое поведение объяснимо. К повседневному общению не предъявляются строгие требования.


А вот деловое общение – совсем другая история. Оно обслуживает нашу профессиональную деятельность и должно способствовать улучшению процесса или результата работы. Умение слушать и вести беседу имеют здесь ключевое значение.


Кто-то является гением общения от природы. Таких людей любят коллеги и уважают руководители. А кто-то чувствует себя в коммуникативной стихии как рыба, выброшенная на берег. В подобных случаях профессиональное взаимодействие становится неэффективным, а в худшем случае конфликтным. Пускать такое важное дело на самотек – не лучшее решение. Научится эффективно общаться – по силам каждому!


В ходе практического занятия студенты Оренбургского аграрного колледжа убедительно доказали это на своем примере.


Цель проведения занятия - отработка практических навыков эффективного общения, развитие умения слушать, умения передавать и принимать информацию.


Форма проведения занятия – коммуникативный тренинг. Работа проводилась в микрогруппах (5-6 человек).


После вдохновляющего вступительного слова Назаровой Л.М. участники активно включились в работу.


На начальном этапе в процессе блиц-опроса студенты уверенно продемонстрировали знание теоретических основ психологии общения. Раскрыта сущность таких понятий как «эмпатия», «рефлексия», «идентификация». Проанализированы перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения. Выявлены особенности активного и эмпатического слушания, вербального и невербального общения, манипулятивного взаимодействия.


Восстановив в памяти основные вопросы теории, студенты самостоятельно определили навыки и умения, которыми предстояло овладеть на данном занятии. Специально для этого Е.Н. Ларина разработала авторский методический прием «Ромашка». На доске при помощи магнита закрепляется сердцевина цветка с надписью: «Чему будем учиться?». Каждая группа студентов подбирает для цветка несколько лепестков, на каждом из которых написано какое-либо умение или навык (лепестки заготавливаются заранее). Из всего многообразия вариантов студенты выбирают то, что считают для себя наиболее важным или актуальным. Таким образом они принимают на себя ответственность за дальнейший ход и результаты занятия.


На описываемом занятии студенты решили научиться понимать людей, красиво говорить, вести диалог, слушать и слышать, работать в группе.


Основная часть занятия состояла из практических упражнений, направленных на отработку заявленных навыков. Выполняя упражнения, студенты просматривали видеофрагменты, разыгрывали сценки, заучивали скороговорки, общались стоя и сидя, лицом к лицу и спиной к спине. Участники в полной мере проявили творческие способности, актерское мастерство, сообразительность, изобретательность и быстроту реакции.


Каждый этап занятия сопровождался подведением итогов в виде собирания очередной ромашки. Так появились ромашки «Деловое общение», «Эффективная передача информации», «Ошибки в речевом общении», «Умение слушать».


К концу занятия на доске образовался целый букет, наглядно отображающий основные моменты познавательной деятельности. Были представлены отличительные черты профессиональной коммуникации, правила слушания и эффективной передачи информации, а также основные ошибки, совершаемые людьми в речевом общении.


Логическим завершением занятия стало проведение процедуры рефлексии. Студентам было предложено ответить на вопрос: «Что для вас было самым главным на сегодняшнем занятии?», выбрав соответствующую картинку. Студенты, которым было интересно на занятии, выбирали смайлик. Те, кто получил на занятии новые знания, прикрепляли на доску изображение книги. Символом приобретенных умений был гаечный ключ. Так же у студентов была возможность отметить свои лидерские качества и участие в групповой работе. Картинки были распечатаны на зеленой бумаге и закреплялись на доске в форме стебельков и листьев ромашек. Такая форма организации рефлексии доступна для учащихся любого возраста и уровня подготовки. Она помогает самим студентам и преподавателю оценить эмоциональный тон занятия, его образовательные результаты и меру активности каждого студента.


Так же по итогам занятия студенты самостоятельно оценили свою работу на занятии в баллах, получили оценку со стороны капитана команды и со стороны преподавателя. Средний балл из этих трех оценок выставлялся в журнал.


Оценивая занятие в целом, можно сказать что оно было динамичным и продуктивным. Студенты принимали активное участие в процессе подготовки занятия (изучали теорию, вырезали ромашки, оформляли аудиторию), отличались высокой мотивацией и активностью, приобрели опыт самостоятельной организации познавательной деятельности, навыки самоконтроля и самоанализа, наглядно увидели процесс и результаты занятия, получили положительные эмоции.


Подготовка такого занятия требует большой гибкости от преподавателя - он должен быть готов ответить на любой запрос студентов, иметь в запасе множество методических заготовок, своевременно реагировать на происходящие процессы, в случае необходимости помочь студентам преодолеть затруднения. Все это вполне удалось осуществить Назаровой Л.М. Именно на нее лег основной труд подготовки и проведения занятия.


Ларина Е.Н. обеспечивала методическую поддержку, создавала позитивный настрой, активизировала студентов, обеспечивала процедуры самоанализа.


Проведенное занятие можно считать ярким примером позитивного образования!


Присоединяйтесь к нам! Сотрудники кафедры дополнительного профессионального образования с удовольствием поддержат инициативу проведения совместного занятия.


Ларина Е.Н.