12+

События

Видеоматериалы

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Выставка женских головных уборов

08 Апреля 2022

2022 год объявлен годом культурного наследия народов России.

 

Историко-этнографический музей аграрного университета планирует в течение года организовать ряд экспозиций в рамках года народного творчества.


Студентам-первокурсникам была представлена коллекция женских головных уборов, которые носили в старину. Были прослушаны сообщения о кокошниках, кичках, которые сделали студентки первого курса специальности «Экономическая безопасность»: Анна Бурцева, Елизавета Позднякова, Елена Блинова, Изабелла Давыдова. В собрании университетского музея хранится несколько кичек. Реконструкцию этих уборов провели лет десять тому назад по образцам, которые представлены в научной литературе.


Особый интерес у студентов вызвали кички. О них современной молодежи мало что известно.


Слово «кика» пришло из старославянского языка, его буквальное значение – волосы. Кичка – древнерусский женский головной убор с рогами, род повойника (сорока – без рогов, кокошник – с высоким передом).


Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя родины: напрмер, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».


Женский народный головной убор на Руси известен с самой глубокой древности. Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. Её особенностью были выступающие детали разной формы – копыто, рога, лопатка, которые направлялись вверх и, по поверьям, указывали на взаимосвязь с небесной защитницей, она оберегала от злых сил, оказывала содействие в рождении детей.


Кичка состояла из холостяного волосника, обычно рогатого, надевавшегося прямо на голову, и налобника из бересты, луба или простеганной (иногда проклееной) ткани; сзади волосы прикрывали позатыльником. Сверху на кичку в летнее время надевали сороку – нечто вроде чехла из холста, крытого кумачом, а зимой – мех. Шили сороку по форме волосника, воспроизводя рога и другие его «архитектурные» особенности. Кичку надевали в праздникии будни и, конечно, на свадьбу. Лобную часть свадебной кички украшали золотошвейным узором с блестками и позументом, а верх – красным шелком. Недаром И.Е. Забелин (1820-1908), известный русский историк, археолог, назвал кичку короной замужества.


Несколько скромнее свадебной была праздничная кичка. Вместо шелка ее отделывали новомодным (в середине XIX века) кашемиром, францюзом (ситцем) и ластиком (сатином). Будничную кичку украшали золотой нитью и блестками. В пост надевали кичку без украшений. Вдовы носили кичку с белой сорокой – «по горю». В пожилом возрасте смысла носить кичку уже не было. Порой в кичках выполняли тяжелую работу, например, косили и пахали. Были селения, где женщина считала для себя позором, если мужчина увидел ее без кички. Кичка была наследием язычества. Видимо, поэтому духовенство и помещики упорно боролись с рогатыми головными уборами.


Когда девушка готовилась к замужеству, ей положено было надевать кику с маленькими рожками, таким образом, она обозначала свой статус. Холостая крестьянка заплетала волосы в косу, замужняя плела две. Перед самой свадьбой молодуха распускала волосы и, разделив их пробором, укладывала в круг, переплетая между собой. Это значило, что она теперь мужья жена.


Женщина, которая родила ребенка, размер рогов кички увеличивала и так поступала после рождения каждого следующего ребенка. Со временем рога увеличивались в размерах и могли достигать 30 см.


К кичке в каждой семье было особое почтенное отношение, так как считалось, что она несет божественное благословение и благополучие. Кика бережно хранилась и передавалась от матери к дочери. Шили кичку опытные мастерицы, сначала снимали мерку, затем рисовали выкройку. Украшали с большим усердием – драгоценными камнями и красивым шитьем. Мужья часто привозили ее в качестве подарка своим женам.


Вплоть до XIX века головной убор являлся неотъемлемым атрибутом замужней женщины, до тех пор, пока православная церковь не запретила ее ношение, требуя заменить кику на кокошник. Из обихода кика выходила постепенно, до 50-х годов XX века ее еще использовали в качестве украшения невесты на свадьбах. Сегодня, можно сказать, что о ней совсем забыли.


А.В. Фёдорова, профессор, куратор историко-этнографического музея ОГАУ


 

Музей сословий России. Г. Москва. Копытообразная кичка Музей Шолохова. Г. Москва. Рогатая кичка.