Видеоматериалы




Выставка фартуков
05 Мая 2023
|
Коллекция была подготовлена студентами Экономического факультета 15 лет тому назад.
Последнее время учебная программа по истории уделяет много внимания повседневности. Этнографические выставки университетского музея помогают узнать много нового о народных традициях и обрядах. Передник — предмет женского и мужского праздничного и будничного костюмов. Передник носился поверх рубахи, сарафана и поневы, чтобы предохранить повседневную одежду от загрязнения. Но кроме того, он служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Шился передник из одного или двух прямых полотнищ ткани домашнего или фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Покрой передников, как и рубах, был прямым. По конструкции передники делились на два типа: туникообразные (с рукавами и без рукавов); в виде полотнища из одной или нескольких точей с лямками-завязками. Туникообразный передник шили из цельного полотнища холста, перегнутого на плечах. На сгибе делали вырез горловины, на спинке посередине полотнища – разрез от подола до талии, а на уровне лопаток прорезали квадратное «оконце» (для косы). По бокам внизу иногда вставляли клинья. В прямые рукава вшивали ластовицу или длинный клинышкек. На южнорусских передниках, в отличие от рубах, часто встречались растительные и зооморфные узоры. Интенсивность декора передников ритмично нарастала от верхней части к подолу. Наиболее широкая узорчатая полоса помещалась на небольшом расстоянии от края передника. Разновидностью передника на лямках является «высокий» передник из двух или трех прямых полотнищ, собранных у верхнего края под обшивку, укреплялся на шее при помощи тесемок. Его носили как с поневой, так и с сарафаном. Передник декорировался: прошвами; лентами; полосами кумача; кружевом; тканым; вышитым орнаментом. Помимо термина «передник», в зависимости от покроя, употреблялись и другие названия: передник на проймах (с рукавами) – запан, занавеска, запаска; передник, повязывавшийся по талии, – передница, фартук; передник с грудкой – запон. Голянка, засов, нагрудник, нагрудень, хвартук — это все тоже название одного и того же предмета! У южных славян белый фартук и передник с яркой вышивкой носили только девушки на выданье и замужние женщины. Кстати, по положению фартука нередко гадали: покосившийся фартук предвещает девушке скорый брак; если передник развяжется, значит, у какой-то женщины начались роды. Для облегчения родов акушерка ударяла роженицу фартуком, приговаривая: «Я, старая, родила, а ты еще нет!» Новорожденного принимали в передник матери или бабушки, чтобы он долго жил и был здоровым. В Белоруссии при входе в дом мужа молодая переступала через расстеленный фартук свекрови, чтобы быть плодовитой. У болгар, если невеста оказывалась недевственной, свекровь собирала в ее белый свадебный фартук мусор из комнаты новобрачных и отправляла его родителям молодой. В Полесье при первом выгоне скота под порог подкладывали фартук хозяйки, чтобы скотина была привязана к дому. При первом севе хозяйка наполняла свой фартук зерном. На Украине считали, что лен хорошо уродится, если его сеять из фартука. Болгары первые сжатые снопы пшеницы покрывали белым фартуком «для урожая», а последний сноп клали на красный. Фартук использовался во вредоносной магии для «отнимания» плодородия: ведьмы собирали фартуком росу с чужих полей и относили ее на свою ниву или в амбар. История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Русские передники шились из ткани в клетку, имели красные завязки и украшались по краям отделкой. Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Передник стал частью народного костюма русских женщин. Шился он из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани. На праздники носили легкие передники, украшенные лентами, символами природы и вышивкой. Надевался передник на женский сарафан и мог иметь плечи и спинку. А.В. Федорова, профессор, куратор историко-этнографического музея ОГАУ
|
Copyright © 2004-2025 ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ, e-mail: rector@orensau.ru
Адрес: 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18. Тел/факс: 8(3532) 77-52-30
Если Вы обнаружили ошибку на сайте, большая просьба сообщить нам об этом.
Для этого просто выделите мышкой текст ошибки и нажмите Shift + Enter.