12+

События

Видеоматериалы

 

 

 

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

 

 

 

 

Winner-2017

 

antikorrupcija

antikorrupcija

Скажи нет наркотикам!

Изучаем традиции

17 Ноября 2022

Университетский историко-этнографический музей провел демонстрацию коллекции «Женские головные уборы».


Центральное место в показе заняло собрание кичек. Опрос студентов показал, что они никогда не сталкивались в литературе с таким словом, как кичка. Музейная экспозиция располагает собранием копий головных уборов, имевщих хождение в разных регионах России. Коллекция была изготовлена студентами экономического факультета пятнадцать лет тому назад.


Кичка (кика) - древнерусский женский головной убор с рогами.


Прежде всего, рогатая кичка в виде луны показывала связь женщины с языческой Макошью, Великой Богиней Судьбы, которая, как верили древние славяне, воплощала в себе всю силу женской энергии.


Головной убор изменялся в зависимости от возраста и семейного положения женщины. В день свадьбы после священнодействия, когда девушка «превращалась» в женщину, проходил обряд «расплетения косы». Подружки расплетали косу невесте. Они делили волосы пополам и заплетали две косы, укладывая их венчиком на затылке. Семантика обряда показывает, что девушка обрела свою половинку и соединилась с ней для дальнейшего продолжения рода. На неё надевали невысокий головной убор («кичка молодухи») с едва намеченным рогом. После рождения первого ребёнка молодуха, доказав свое плодородие, надевала рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Со временем эта традиция была утеряна и свадебные костюмы приобрели высокие «рога».


Впервые «чело кичное» упоминается в документе 1328 года. Кика была атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества». Кики носили преимущественно в Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и других южных губерниях. Возникнув в одной местности, бытуя в другой, тот или иной вид женского головного убора сохранял в названии имя своей родины: например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».


Кики делались мастерицами, как правило, подолгу; купленные в подарок от мужей - женам, они бережно хранились во всех домах.


Мастерицами по выделке кик бывали, как правило, монашки: работая в своих кельях, они вышивали не только церковную утварь, но и вещи на продажу - платки, повои и другие части женских головных уборов. Иные женские «шапки» могли стоить от 2 до 7 тысяч рублей - целое состояние для небогатой крестьянской семьи.


Девичьи и женские головные уборы были функциональны, соответствовали особенностям климата.


С XIX века ношение кики стало преследоваться православным духовенством - от крестьянок требовали ношение кокошника. Сохранились документы, из которых следует, что священникам строго предписывалось не допускать женщину в кике не только к причастию, но и в церковь. Запрет действовал на протяжении очень долгого времени вплоть до конца XIX века. В связи с этим к началу XX века ношение головного убора почти повсеместно сменился повойником или платком, кику же лишь изредка можно было встретить в южных областях России.


Музейные выставки расширяют представления молодежи о российской культуре и традициях.


А.В. Фёдорова, профессор, куратор историко-этнографического музея ОГАУ